Транспортная накладная

Транспортная накладная

Если компания или физическое лицо выбирает способ доставки груза посредством сторонней компании-перевозчика, то оформляют транспортную накладную. Этот документ подтверждает, что был заключен договор транспортировки. К заполнению транспортной накладной предъявляются жесткие требования, поскольку документ в числе прочих необходим для получения вычета по НДС для некоторых предпринимателей и компаний. Расскажем, как правильно его заполнить с учетом новых правил, действующих с 1 января 2021 года.

  • Бланк и образец
  • Онлайн просмотр
  • Бесплатная загрузка
  • Безопасно

Законодательное регулирование

Правила перевозок груза автомобилем описаны в правительственном постановлении №2200 от 21 декабря 2020 года. Они заменили собой правила, утвержденные постановлением Правительства №272 от 15 апреля 2011 года, которые утратили силу. Форма транспортной накладной является Приложением №4 к этим Правилам.

Бумага удостоверяет расходы на перевозку в соответствии с письмом ФНС от 21 марта 2012 года №ЕД-4-3/4681@. При выездной проверке при наличии у компании таких расходов налоговая проверяет эти документы.

Об обязательном использовании транспортной накладной говорит и Минфин в своем письме от 20 июля 2015 года №03-03-06/1/41407.

К сведению! Новые правила будут действовать до 1 января 2027 года. Они внесли несколько изменений в бланк транспортной накладной.

Общие сведения

Документ оформляют, если товар транспортируется привлеченным перевозчиком (при договоре перевозки) или экспедитором и при этом в договоре прописано право экспедитора заключать договор перевозки. В последнем случае экспедитор является отправителем.

Накладная удостоверяет, что был заключен договор о перевозке. Нужно внимательно заполнять форму, указывать в ней правильные данные: точные адреса, регистрационные номера, наименования компаний, груза и т.д. Подписывать транспортную накладную должно только уполномоченное на это лицо. У него должна быть доверенность на право подписи таких бумаг. Если документ будет заполнен с недочетами, то налоговая может отказать в признании расходов на транспортировку и в вычете по НДС.

При внесении исправлений в бумагу они должны быть подтверждены подписями грузоотправителя, транспортировщика или доверенными лицами.

На каждый автомобиль нужно оформлять свою накладную.

К сведению! В настоящее время применяется также и товарно-транспортная накладная. В чем ее отличия от товарной накладной, можно прочитать в нашей статье.

Разбираемся, как заполнить транспортную накладную

Документ можно заполнить от руки либо на компьютере, в том числе с применением специальных программ. Сначала указывают номер экземпляра накладной, дату составления и номер документа.

Далее рассмотрим, как вносить информацию в бланк накладной по пунктам:

  1. Информация о грузоотправителе. Здесь указывают полное название хозяйствующего субъекта или ФИО заказчика, адрес места нахождения (места жительства — для физлиц), ФИО работника, ответственного за организацию транспортировки, его телефон. Если грузоотправитель — экспедитор, то нужно поставить отметку в соответствующее поле. Это правило введено с 1 января 2021 года. Также появился новый раздел «1а» Клиент (Заказчик организации перевозки) (при необходимости).
  2. Информация о грузополучателе. Сведения, аналогичные вышеуказанным.
  3. Наименование груза и сведения о нем. Указывают число мест, маркировку, вид тары, разновидность упаковки, массу нетто, брутто, объем и т.д. Если груз опасный, то такую информацию тоже надо отметить. По новым правилам нужно указать еще объявленную стоимость груза и реквизиты бумаг, подтверждающих отправку.

Транспортная накладная. Часть 1

Транспортная накладная. Часть 2

Важно! Перед тем как подписать документ, необходимо тщательно проверить, все ли верно заполнено.

Транспортную накладную формируют в 3 экземплярах, все они равнозначны. По одному экземпляру остается у грузоотправителя, грузополучателя, перевозчика груза. Если грузополучателей несколько, то по одному экземпляру остается каждому из них.

Как перевезти строительные материалы? Правила и особенности

Транспортировка строительных материалов — услуга востребованная, перевозка может осуществляться между городами, регионами, странами. Специфические грузы невозможно отнести к конкретному типу продукции. Они отличаются характеристиками, габаритами, весом, показатели влияют на выбор ТС. Некоторые товары можно перевезти на тысячи километров без потери характеристик, другие сохраняют свойства только несколько часов.

perevozka-strojmaterialov-raznogo-vida

Виды стройматериалов

Транспортировку строительных материалов планируют с учетом классификации грузов, габаритов, объемов:

  • Сыпучие — с упаковкой или без тары (сухие смеси, цемент, гравий, песок, щебень).
  • Скоропортящиеся — строительные, отделочные многокомпонентные смеси, субстанции, требующие поддержания постоянного агрегатного состояния.
  • Груз с температурным режимом хранения, перемещения. По правилам перевозки строительных материалов, смеси на основе нефтепродуктов, асфальт, битум в пути постоянно подогреваются, иначе они потеряют характеристики.
  • Хрупкие и бьющиеся — отделочная плитка, разные типы кирпича, брусчатка. Перевозка строительных материалов автомобильным транспортом обеспечивает сохранность такому типу продукции. Необходима тара, система фиксации в кузове, на открытой платформе.
  • Негабаритные и тяжеловесные — металлические конструкции, готовые к использованию на строительном объекте, отдельные элементы, изделия из железобетона, дерева.

Перед разработкой маршрута, логист анализирует вид партии, получает разрешение на доставку грузов в автоинспекции, подготавливает пакет бумаг.

Виды транспорта для перевозки стройматериалов

Особенность перевозок строительных материалов — необходимость подбора ТС, которое обеспечит правильные, безопасные условия доставки. Если требование проигнорировано, заказчик несет убытки, грозят штрафы, а строительные, отделочные смеси потеряют свойства.

  • Железнодорожным транспортом — транспортировка на большие расстояния разных типов грузов, включая тяжеловесные, негабаритные, сыпучие, иногда хрупкие. Железнодорожные перевозки строительных материалов окупаются, если нужно обеспечить крупный строительный объект всеми комплектующими.
  • Автомобилями — обеспечивают до 80% всех перевозок. Доставка осуществляется на разных типах ТС с нужной грузоподъемностью, типом кузова. Преимущества — скорость перемещения продукции, высокая маневренность машины, преодоление сложных участков. Авто прибывает на строительную площадку, не нужно многократно перегружать партии с другого транспорта.
  • Воздушными судами — большегрузные вертолеты, самолеты используют для доставки материалов на труднодоступные, отдаленные объекты.
  • Тракторами — перевозят массивные грузы на небольшие расстояния в условиях сложных, плохих трасс, бездорожья. Недостатки — маленькая скорость, ограничения по проезду в городах.
  • Спецтранспортом — автобетономешалки, миксеры, обеспечивают агрегатное состояние скоропортящимся смесям. Цистерны с подогревом, подвесные дороги, ленточные транспортеры, пневматические ТС.
  • Водными судами — перевозят разные типы грузов на большие расстояния.

Выбор транспорта — ответственная задача, которая гарантирует бесперебойную работу на строительной площадке. Если ТС не соответствует правилам перевозки конкретного вида материалов, заказчик рискует понести убытки, увеличится конечная стоимость постройки. Есть вероятность, что смесь утратит характеристики, придет в негодность, нужно покупать и доставлять новую партию.

Логист, выполняющий услугу, анализирует все риски, страхует груз, разрабатывает маршрут. Это гарантия, что партия будет получена вовремя, в сохранности, а цена быстро окупится.

kak-perevezti-stroitelnye-materialy-pravila-i-osobennosti

Особенности перевозки строительных материалов

Запланировать, выполнить с учетом правил доставку специфичных грузов может только опытная компания. Это связано с системным подходом к организации услуг:

  • выбор транспорта;
  • документальное сопровождение;
  • страхование;
  • погрузка и разгрузка спецтехникой;
  • получение необходимых разрешений на провоз материалов.

Что учитывают при организации перевозок:

  1. Расстояние — чаще партии доставляют со склада производителя или завода до строительной площадки. Это небольшие расстояния — до 200-300 км. Если расстояние больше, заказчику выгоднее организовать производство материалов в непосредственной близости от объекта.
  2. Дальние перевозки — финансово обоснованы, если нужно доставить фирменные или дорогие изделия, габаритные и тяжелые объекты. Это может быть природный камень, который добывается в другом государстве, европейская керамика, авторская плитка.
  3. Сохранность партии — во время доставки высок риск частичной порчи бьющихся товаров, смеси могут застыть и прийти в негодность, конструкции — повредиться, деформироваться. Поэтому отправку необходимо страховать.
  4. Товарный запас — при формировании заказа на доставку материалов, получатель должен проанализировать, какое количество продукции обеспечит бесперебойную работу объекта. Если возникнет необходимость в маленькой партии кирпича, цемента, бетона срочно — это дополнительные расходы на транспортировку.
  5. Сроки поставки — зависят от типа транспорта и отдаленности объекта. При необходимости организовать срочную доставку выбирают маневренные авто разной грузоподъемности, воздушные лайнеры. Ж/д составы и морские суда не смогут обеспечить оперативное перемещение партии, но услуга стоит недорого при большом объеме материалов.

Организовывая перевозку, важно выбрать тип упаковки товара. Хрупкую, дорогую продукцию обязательно помещают в картон, полиэтилен, другие изолирующие материалы. Есть требования по фиксации грузов в кузове авто, на платформах, в отсеках самолетов.

Предусмотреть все нюансы транспортировки невозможно. Поэтому задачу доверяют логистам, которые имеют большой парк спецтехники, отвечают за сохранность грузов, гарантируют соблюдение сроков.

Транспортные документы: подводные камни при оформлении

Транспортные документы: подводные камни при оформлении

Даже самый простой процесс по транспортировке грузов может иметь ряд нюансов при оформлении транспортных документов.

До отправки

Грузоотправитель и транспортно-экспедиционная компания заключают договор на оказание транспортно-экспедиционных услуг. Здесь стоит учитывать, что при отсутствии специальной оговорки со стороны грузоотправителя вид транспорта, маршрут перевозки и последовательность перевозки груза различными видами транспорта определяет экспедитор (п. 2 ст. 3 ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»). В связи с этим грузоотправителю необходимо максимально подробно указывать сведения, имеющие для него особое значение при перевозке.

По вопросу транспортировки грузов имеется достаточно обширная законодательная база (гл. 40, 41 Гражданского кодекса РФ; ФЗ от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»; Правила транспортно-экспедиционной деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 № 554; Уставы автомобильного, железнодорожного транспорта и пр.), а также разъяснения различных контролирующих органов. Например, в Письме ФНС РФ от 21.08.2009 № ШС-22-3/660@ «О направлении систематизированных материалов по документированию операций при транспортировке товаров» очень подробно описаны процессы оформления транспортных документов, требования к их содержанию, а также проанализированы возможные ошибки.

  • поручение экспедитору, которое заполняется клиентом и определяет перечень и условия оказания транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора;
  • экспедиторская расписка, которая заполняется экспедитором и подтверждает факт получения им груза для перевозки груза;
  • складская расписка, которая оформляется экспедитором, если он принимает груз клиента на складское хранение;
  • законодательством предусмотрено оформление иных экспедиторских документов (п. 6 Правил, утв. приказом Минтранса РФ от 11.02.2008 № 23, п. 25 постановления Пленума ВС РФ от 26.06.2018 № 26). В зависимости от характера транспортно-экспедиционных услуг сторонами договора может быть определена возможность использования иных экспедиторских документов.

Процесс перевозки

Непосредственно в процессе перевозки груза водителю необходимо оформление путевого листа с отрывным талоном — специальным элементом, который оформляется заказчиком груза и заверяется его же печатями. Бланк должен заполняться в том числе медицинским работником транспортной организации, диспетчером и техническим сотрудником, который оформляют допуск водителя. Это имеет значение в случае возникновения убытков на стороне экспедитора в связи с повреждением груза.

В ряде случаев повреждение может иметь место в связи с действиями водителя. Кроме того, поскольку путевой лист является доказательством не только транспортировки груза во исполнение заказа клиента, но и доказательством расходования ГСМ, среди «подводных камней» можно отметить обязательность заполнения абсолютно всех реквизитов путевого листа, в особенности графы «Маршрут следования», в которой нужно указывать точный адрес, иначе при проверке налоговые органы могут посчитать расходы на ГСМ необоснованными.

Прием груза

При приемке груза уполномоченное лицо грузополучателя расписывается на ТТН и ставит необходимые отметки. Это важная часть процесса, поскольку в дальнейшем от качества заполнения документов при приемке зависит возможность предъявления претензий о стороны грузополучателя. Уполномоченное лицо транспортно-экспедиционной компании (водитель) сообщает грузоотправителю о том, что груз доставлен либо привозит самостоятельно документы в компанию грузоотправителя, и если нет изменений, то формируется акт (на основании данных ТТН) и счет-фактура.

Для ускорения процесса документооборот зачастую осуществляется посредством обмена копиями через электронную почту либо в специальной электронной информационной системе. Оригиналы документов отправляются «Почтой России», или службами экспресс-доставки документов. Грузоотправитель осуществляет оплату, подписывает акт и отправляет его почтой в транспортно-экспедиционную компанию.

  • перевозка грузов
  • транспортные документы
  • товарно-транспортная накладная

Источник https://assistentus.ru/forma/transportnaya-nakladnaya/

Источник https://www.jde.ru/article/kak-perevezti-stroitelnye-materialy-pravila-i-osobennosti.html

Источник https://www.klerk.ru/buh/articles/500276/

Читать статью  Сущность железобетона как материала строительных конструкций
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: