На какую КОСГУ отнести покупку товаров для ремонта помещения?

На какую КОСГУ отнести покупку товаров для ремонта помещения?

О. Я. Решетова
автор ответа, консультант Аскон по трудовому праву и бухгалтерскому учету в бюджетных организациях

Вопрос

Производим закупку сверл, кисти радиаторной, рулетки и валика для ремонта помещения. Подскажите, пожалуйста, КОСГУ для данной закупки.

Ответ

Сверла, кисти радиаторные и валики для покраски отражаются по подстатье 344 «Увеличение стоимости строительных материалов» КОСГУ, если приобретаются для целей проведения ремонтных работ помещения и не связаны с капитальными вложениями. Рулетку также отразите по подстатье 344 КОСГУ – если приобретаете для целей проведения ремонтных работ помещения. Если же приобретаете для плановой замены, не в рамках проведения ремонта, а с целью замены устаревших, вышедших из строя, не для целей капитального ремонта, то отражайте по подстатье 346 «Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)» КОСГУ.

Обоснование

  • если материальные запасы приобретаются в целях строительных работ, не связанных с капитальными вложениями (например, текущий ремонт здания), в том числе для осуществления работ своими силами, применяется подстатья 344 КОСГУ;
  • если материальные запасы приобретаются для замены перегоревших/вышедших из строя элементов, для ремонта движимого имущества — объектов нефинансовых активов (например, ремонт мебели), применяется подстатья 346 КОСГУ».

Дополнительные материалы по вопросу, размещенные в СПС КонсультантПлюс

2.1. Как отразить в бухгалтерском (бюджетном) учете поступление строительных материалов

Приобретение стройматериалов отражайте по следующим подстатьям КОСГУ

(Письма Минфина России от 20.03.2020 N 02-08-05/22042, от 02.07.2019 N 02-08-05/48683, от 26.04.2019 N 02-08-10/31391, Таблица соответствия видов расходов классификации расходов бюджетов и статей (подстатей) КОСГУ, относящихся к расходам бюджетов, применяемая в 2021 году):

  • 344 (в увязке с КВР 243 или 244) — если приобретаете их для строительных работ (в том числе капитального и текущего ремонта), не связанных с капитальными вложениями. То же касается работ, производимым хозяйственным способом;
  • 346 — если предполагаете использовать стройматериалы для ремонта объектов движимого имущества (например, мебели) или проведения учебной практики обучающихся (в увязке с КВР 243 или 244);
  • 347 — если расходы осуществляются для целей капвложений, в том числе для проведения капремонта, в увязке с КВР 243, 244, 407 (КВР 407 применяют только бюджетные и автономные учреждения) или 414 (КВР 414 применяют только казенные учреждения).

Вопрос: Об учете санитарно-технических и электротехнических материалов, используемых в строительных работах в рамках текущего ремонта, и применении КОСГУ в отношении расходов на их приобретение.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 20 марта 2020 г. N 02-08-05/22042

Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации рассмотрел обращение от 19 февраля 2020 года и сообщает следующее.

Вместе с тем сообщаем следующее.

Единый порядок ведения бухгалтерского учета реализуется в соответствии с положениями приказов Министерства финансов Российской Федерации:

— от 1 декабря 2010 г. N 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (далее — Инструкция N 157н);

— от 29 ноября 2017 г. N 209н «Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления» (в редакции приказа от 13 мая 2019 г. N 69н) (далее — Порядок N 209н).

В соответствии с пунктом 99 Инструкции N 157н к материальным запасам относятся предметы, используемые в деятельности учреждения в течение периода, не превышающего 12 месяцев, независимо от их стоимости.

Согласно пунктам 117 и 118 Инструкции N 157н материальные запасы (санитарно-технические материалы и электротехнические материалы) учитываются на аналитическом счете счета 0 105 00 000 «Материальные запасы», содержащего аналитический код вида синтетического счета 4 «Строительные материалы».

Следует отметить, что согласно приложению к приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 2 марта 2017 года N 597/пр «О формировании классификатора строительных ресурсов» сформирован классификатор строительных ресурсов, объектами классификации которых являются строительные ресурсы (материалы, изделия, конструкции, оборудование, машины и механизмы).

Согласно положениям Порядка N 209н отражение расходов на приобретение материальных запасов зависит от их экономического содержания и от целевого (функционального) назначения.

Расходы по оплате договоров на приобретение (изготовление строительных материалов (за исключением используемых для капитальных вложений), в том числе санитарно-технических материалов и электротехнических материалов, используемых при осуществлении строительных работ в рамках текущего ремонта (включая работы, осуществляемые хозяйственным способом), подлежат отражению по подстатье 344 «Увеличение стоимости строительных материалов» КОСГУ.

Одновременно сообщаем, что Министерством финансов Российской Федерации созданы условия, обеспечивающие доступность всех заинтересованных пользователей к текстам нормативных правовых актов и методических рекомендаций по их применению, разрабатываемых департаментами ведомства.

Приказ N 209н, регулирующий порядок применения классификации операций сектора государственного управления, изменения к Приказу N 209н, утвержденные приказом от 13 мая 2019 года N 69н, а также методические материалы с учетом последних изменений размещены на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в рубрике «Бюджет», подрубрике «Бюджетная классификация Российской Федерации».

Заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе С.В.СИВЕЦ

О. Я. Решетова
автор ответа, консультант Аскон по трудовому праву и бухгалтерскому учету в бюджетных организациях

Особенности списания имущества в бюджетных организациях

Решение о списании имущества принимает его собственник, а не само учреждение. И очень скоро бухгалтеры-бюджетники будут оформлять документы на списание по-новому.

Особенности списания имущества в бюджетных организациях

Принятие решения

  • в результате аварии и нецелесообразности восстановления поврежденного имущества;
  • по причине стихийных бедствий и иных бедствий, опасного природного явления, катастрофы;
  • ввиду морального и (или) физического износа и, как следствие, потери потребительских качеств;
  • в результате кражи или недостачи.

Чтобы списать такое имущество, учреждению необходимо пройти определенную процедуру и получить согласие собственника, то есть органа представляющего интересы соответствующего публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования и т. д.).

В отношении федерального имущества постановлением Правительства от 14.10.2010 № 834 утверждено Положение об особенностях списания федерального имущества (далее – Положение).

Данное документ распространяется на все федеральные государственные учреждения независимо от их типа (то есть на казенные, бюджетные, и автономные учреждения), а также на федеральные государственные унитарные предприятия.

Согласно п. 2 Положения списание федерального имущества – это комплекс действий, связанных с признанием имущества непригодным для дальнейшего использования по целевому назначению и (или) распоряжению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа, либо выбывшим из владения, пользования и распоряжения вследствие гибели или уничтожения, а также с невозможностью установления его местонахождения.

Для подготовки и принятия решения о списании федерального имущества в учреждении должна быть создана постоянно действующая комиссия по подготовке и принятию такого решения (п. 5 Положения).

У этой комиссии достаточно обширные права по осмотру имущества, принятии решений о его восстановлении, установлении причин списания и т.п. (п. 6 Положения).

Кроме того, согласно п. 7 Положения на комиссию могут быть возложены дополнительные полномочия, направленные на обеспечение использования федерального имущества по целевому назначению, в том числе при проведении инвентаризации, при своевременной подготовке и принятии решений о списании федерального имущества.

Таким образом, данная комиссия – своего рода контрольно-инспекционный орган в отношении имущества, предполагаемого к списанию.

Обратите внимание! Срок рассмотрения комиссией представленных ей документов не должен превышать 14 дней (п. 7 Положения).

В то же время в п. 34 Инструкции № 157н указано, что решение о выбытии основных средств, нематериальных, непроизведенных активов, материальных запасов, в отношении которых установлен срок эксплуатации, (в том числе в результате прекращения признания объекта в качестве актива субъекта учета (выбытия с балансового учета)) осуществляется на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов.

Чтобы не запутаться, какая комиссия что принимает, целесообразно в составе учетной политики утвердить положение о порядке списания имущества.

Поскольку полномочия вышеназванных комиссий во многом совпадают, то в учреждении целесообразно утвердить одну комиссию, например комиссию по поступлению и выбытию активов.

Читать статью  Для чего и как проводится расчет строительных материалов

А в соответствующем положении указать полномочия этой комиссии при списании имущества.

В силу п. 4 Положения в отношении отдельных видов имущества бюджетных и автономных учреждений решение комиссии должно быть согласовано с федеральными органами государственной власти, в ведении которых находятся учреждения.

К такому имуществу относятся:

  • движимое и недвижимое имущество, находящееся у федеральных казенных учреждений на праве оперативного управления;
  • недвижимое имущество (включая объекты незавершенного строительства), а также особо ценное движимое имущество (ОЦДИ), закрепленное за федеральными бюджетными или автономными учреждениями учредителем либо приобретенное за счет средств, выделенных учредителем на приобретение названного имущества.

У казенных учреждений в отношении всего имущества при его списании требуется согласование.

Другими словами, при выбытии (списании) вышеуказанного имущества комиссии необходимо подготовить соответствующие документы о принятом решении и направить их собственнику для согласования.

Порядок согласования решения о списании имущества на федеральном уровне регламентирован совместным приказом Минэкономразвития и Минфина от 10.03.2011 № 96/30н.

При этом согласно п.3 такого порядка федеральным органам исполнительной власти дается 45 календарных дней с момента поступления к ним соответствующих документов для их рассмотрения либо направления отказа о согласовании решения о списании.

Таким образом, процедура принятия решения о списании может занять более двух месяцев, а на практике такой срок может быть еще дольше.

Есть вопросы по бюджетному учету? Помогут эксперты «Клерка». Спросить эксперта.

Отражение в учете

Вышерассмотренный порядок принятия решения о списании имущества нашел отражение и в действующей редакции Инструкции № 157н.

Согласно п. 52 Инструкции № 157н к отражению в бухгалтерском учете операций по выбытию объектов основных средств с забалансового счета 02 «Материальные ценности на хранении» либо с соответствующих счетов аналитического учета счета 10100 «Основные средства» бухгалтерия принимает акты при наличии согласования решения о списании объектов основных средств в случаях, предусмотренных законодательством, с собственником имущества (с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя и (или) собственника имущества) и утверждающей надписи руководителя учреждения на актах.

То есть Инструкцией № 157н подтверждается необходимость согласования с собственником решений, принятых комиссией по поступлению и выбытию активов. Причем такое согласование необходимо при выбытии как с балансового счета 10100, так и с забалансового счета 02.

Обратите внимание, что в Инструкции № 157н исключений или каких‑либо условий для этого не названо.

Кроме того, в п. 52 Инструкции № 157н указано, что отражение в бухгалтерском учете выбытия объекта основных средств с забалансового счета 02 «Материальные ценности на хранении» до утверждения в установленном порядке решения о списании (выбытии) объекта основных средств и реализации мероприятий, предусмотренных актом о списании, не допускается.

Порядок документооборота, а также последовательность действий при принятии решения о выбытии актива, в том числе при списании имущества, необходимо описать в локальных актах учреждения.

В инструкциях по бухгалтерскому учету для списания, например, объектов основных средств приведена типовая проводка:

  • Дебет счетов аналитического учета счета 10400 «Амортизация»
  • Дебет счета 11400 «Обесценение нефинансовых активов»
  • Дебет счета 40110 «Доходы от операций с активами»
  • Кредит счетов аналитического учета счета 10100 «Основные средства».

А в случае выявления несоответствия условиям признания актива (в частности, объектов, пришедших в негодность), принятия решения о прекращении эксплуатации объекта учета, в том числе по причине физического, морального износа, принятия решения о списании объектов одновременно с вышеприведенной проводкой отражают поступление такого имущества на забалансовый счет 02 «Материальные ценности, принятые на хранение» до момента его демонтажа и (или) утилизации либо до определения целевой функции выбывшего с балансового учета имущества.

В отношении отдельных видов имущества (в зависимости от типа учреждения) формирование в учете данной записи возможно при наличии согласия собственника списываемого имущества, только решения комиссии по поступлению и выбытию активов недостаточно.

Если вы запутались в нормативке, эксперты «Клерк» всегда придут к вам на помощь. Задайте любое количество вопросов, вам обязательно ответят.

Электронная первичка – скоро!

А с 1 января 2024года бухгалтерам-бюджетникам необходимо будет оформлять некоторые решения о списании имущества в электронном виде.

Напомним, что Минфин приказом от 07.11.2022 № 157н внес очередные изменения в свой приказ от 15.04.2021 № 61н и Методические указания к нему, дополнив формами электронной первички:

  • Актом о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0510454);
  • Актом о списании транспортных средств (ф. 0510456).

Так, в случае утраты потребительских свойств в результате физического, морального износа на основании решения комиссии (ф. 0510440) ответственный член комиссии формирует данные акты о списании.

А в случае гибели, уничтожения или невозможности установления местонахождения в результате стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций, акты о списании заполняются на основании документов, подтверждающих факт гибели, уничтожения или невозможности установления местонахождения в результате стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций.

Учреждения могут начать применять акты на списание (ф. 0510454 и ф.0510456) и в текущем году, если это предусмотрено учетной политикой учреждения (п. 2 приказа Минфина от 07.11.2022 № 157н).

Однако с 1 января 2023 г. данные документы обязательны к применению при ведении бюджетного учета уполномоченными организациями в рамках полномочий, переданных им по решению Правительства (п. 2 приказа Минфина от 07.11.2022 № 157н).

Согласно последней редакции Методический указаний (утв. приказом Минфина от 15.04.2021 № 61н) руководитель учреждения утверждает акты на списание только после согласования с главным распорядителем бюджетных средств или учредителем, осуществляющим полномочия собственника имущества.

При этом акты на списание члены комиссии подписывают простой ЭП, а председатель, руководитель учреждения и учредитель – ЭЦП.

Поэтому, если вы планируете списать в начале 2024 года какое-то имущество, то начинайте работу комиссии уже в этом году.

  • бюджетный учет
  • списание имущества
  • федеральное имущество
  • выбытие имущества
  • комиссия
  • основные средства
  • электронные документы
  • активы

Документооборот по списанию материалов на производство СМР

Любая организация, стремящаяся к безошибочному учету, должна построить стройную систему документооборота. В теории это кажется довольно просто, однако на практике компания сталкивается со множеством сложностей, которые возникают не только по вине организации. Например, при создании документооборота по списанию материалов на производство строительно-монтажных работ (СМР). В статье представлены четыре возможные варианта построения системы, даны рекомендации и разъяснены их плюсы и минусы.

П остроение системы документооборота на предприятии зависит от многих факторов. Если мы говорим о документообороте по списанию материалов на производство строительно-монтажных работ (СМР), то он в первую очередь зависит от взаимоотношений с поставщиками материалов (соблюдения ими договорной дисциплины), наличия норм расхода материалов на все виды производимых СМР, оптимальной организации труда на участках производства работ. В зависимости от вышеуказанных факторов возможно несколько вариантов построения документооборота. Рассмотрим их.

Основными задачами построения оптимальной схемы документооборота по списанию материалов на производство строительно-монтажных работ являются:

  • обеспечение достоверных данных по приобретению и отпуску материалов;
  • контроль за сохранностью материалов на складах и участках производства работ;
  • контроль за соблюдением установленных организацией норм расхода материалов на производство строительно-монтажных работ;
  • проведение анализа эффективности использования материалов.

С 01.01.2013 формы первичных учетных документов (в том числе по поступлению и отпуску материалов) каждая организация может разрабатывать самостоятельно (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», далее – Закон № 402-ФЗ). Унифицированные формы первичных учетных документов с этой даты обязательному применению не подлежат.

Теперь обратимся к конкретным вариантам построения документооборота по списанию материалов на производство СМР.

Вариант 1. Потребность в материалах известна с точностью до нескольких дней

Организация ведет СМР на нескольких объектах. На каждый объект разработана детальная проектно-сметная документация. Известна потребность в материалах на производство работ по каждому объекту с точностью до нескольких дней. По заключенным с поставщиками договорам материалы поставляются непосредственно на строительные площадки (участки производства работ) в размере одно-, двух-, трехдневной потребности. Нарушения сроков поставки материалов практически не выявляется.

Поступление материалов от поставщиков непосредственно на участок должно быть оформлено первичным документом, которым материально ответственное лицо покупателя – начальник участка, прораб, мастер, бригадир и пр. – подтверждает количество и качество принятых им материалов. Таким документом может служить один из следующих:

  • приходный ордер по форме № М-4 (утвержден постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 № 71а «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве», далее – Постановление № 71а);
  • подписанная данным материально ответственным лицом накладная поставщика по форме № М-15 (утвержденной Постановлением № 71а);
  • товарная накладная по форме № ТОРГ-12 (утвержденной постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 № 132 «Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций») и др.
Читать статью  Железобетон и композиты. Современное производство строительных изделий

Также покупатель (строительная организация) или поставщик с 2013 г. имеют право разработать свою форму документа, содержащую все семь обязательных реквизитов первичного документа (ч. 2 ст. 9 Закона № 402-ФЗ).

Операции бухгалтерия подрядчика должна отразить следующими записями:

Материалы в соответствии с договором поставки поступили в количестве, потребном для производства СМР в течение ближайших нескольких дней. Следовательно, они все могут быть списаны на затраты:

По окончании отчетного периода (обычно месяца, хотя никто не может запретить организации проводить эту процедуру ежедекадно или еженедельно) необходимо будет провести инвентаризацию незавершенного производства и материалов на участке. Оформить ее результат можно в виде инвентаризационной описи товарно-материальных ценностей по форме № ИНВ-3 (утвержденной постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации») либо документом, разработанным самостоятельно и позволяющим определить действительный остаток материалов, еще не затраченных на производство СМР.

Что же касается неизрасходованных материалов, то здесь бухгалтеру нужно отразить следующую запись:

Имейте в виду, что в ближайшие дни после проведения инвентаризации неизрасходованные материалы все-таки должны быть вложены в производство, поэтому на следующий день после проведения инвентаризации они опять списываются на затраты:

Такая схема учета материалов на производство позволяет упростить ведение учета (кстати, она довольно широко распространена во многих странах и отражена в МСФО – п. 31 Международного стандарта финансовой отчетности (IAS) 11 «Договоры на строительство», введенного в действие на территории РФ приказом Минфина РФ от 25.11.2011 № 160н). Однако при этом основная тяжесть оформления документов перекладывается на плечи инженерно-технических работников строительной организации – производственно-технического отдела, администрации участка. Это нарушает старую, еще советскую традицию, согласно которой все бумаги должна составлять бухгалтерия. Кроме того, соблюдение поставщиками установленных договорами графиков поставок с точностью плюс-минус один-два дня для нас сродни фантастике.

Вариант 2. Потребность в материалах известна с точностью до нескольких недель

Организация ведет СМР на нескольких объектах. На каждый объект разработана детальная проектно-сметная документация. Известна потребность в материалах на производство работ по каждому объекту с точностью до нескольких недель. По заключенным с поставщиками договорам материалы поставляются на центральный склад организации. Участок снабжается материалами в размере, потребном для выполнения работ на три-четыре недели.

Поступление материалов на склад организации (на основании документов, составленных по формам № М-4, М-15, ТОРГ-12, или другого приходного документа) подлежит отражению записями, указанными в ранее рассмотренном варианте 1:

Дебет 10 Кредит 60;

Дебет 19 Кредит 60;

Дебет 68 (субсчет «Расчеты по НДС») Кредит 19.

Передача материалов со склада на участок в количестве, необходимом для выполнения 75–80% планируемого объема строительных работ, оформляется подписанием накладной по форме № М-11 (утвержденной Постановлением № 71а) или самостоятельно разработанным первичным документом.

Переданные на участок материалы в обязательном порядке будут полностью израсходованы на производство СМР в этом же отчетном периоде. Следовательно, передачу материалов на участок в рассматриваемой ситуации можно признать их отпуском в производство и отразить записью Дебет 20 Кредит 10.

Примерно за несколько дней до конца месяца мастер (прораб, бригадир) запрашивает со склада необходимые ему для продолжения работы материалы. Если затребованные материалы укладываются в норму (скажем, на месяц требовалось 100 единиц материала, было выдано 80 единиц и выполнено 80% СМР, необходимо еще 20 единиц), то выполнение работ и расходование материалов идет согласно установленному графику. Ежели производитель работ требует еще 25 или более единиц материала, то производственный отдел начинает интересоваться, почему расход материалов оказался выше нормы.

По окончании отчетного периода (обычно месяца) проводится инвентаризация незавершенного строительства и переданных на участок материалов. Оставшиеся материалы восстанавливаются в учете записью Дебет 10 Кредит 20.

Если в следующем отчетном периоде имеющиеся на участке материалы необходимы для производства работ, то в первый день нового отчетного периода они списываются на затраты записью Дебет 20 Кредит 10.

Вариант 3. Потребность в материалах точно не определена

Организация ведет СМР на нескольких объектах. На каждый объект имеется проектно-сметная документация, но предстоящие объемы работ и потребность в материалах на производство СМР с достаточной степенью точности не определены. Материалы от поставщиков поступают как на центральный склад организации, так и непосредственно на участки производства работ. Четкого графика поставок материалов поставщики обеспечить не могут.

Поступление материалов как на центральный склад, так и непосредственно на строительные площадки, сопровождается приходными документами, оформленными материально ответственными лицами (документы, составленные по формам № М-4, М-15, ТОРГ-12, и др.), и отражается записями:

Дебет 10 Кредит 60;

Дебет 19 Кредит 60 (при наличии счета-фактуры поставщика);

Дебет 68 (субсчет «Расчеты по НДС») Кредит 19.

Передача материалов со склада на участок (или обратно), равно как и передача с одного участка на другой (согласно накладным по форме № М-11 или другим аналогичным документам), оформляется как внутреннее перемещение.

В регистрах бухгалтерского учета внутреннее перемещение материалов подлежит отражению записью Дебет 10 Кредит 10 – по соответствующим субсчетам.

По окончании отчетного периода производители работ (мастера, бригадиры) представляют в организацию два документа – отчет об остатках материалов (часто его еще называют материальным отчетом либо отчетом по форме № М-19, хотя нам не удалось найти нормативно-правового акта, утверждающего такую форму) и отчет о расходе основных материалов в строительстве.

Материальный отчет дает бухгалтерии информацию о движении материалов данного материально ответственного лица (остатках на начало месяца, их поступлении и выбытии, в том числе на производство СМР, остатках на конец месяца). Бухгалтерская служба, получив этот документ (в количественном выражении), расценивает все позиции, получая информацию о движении материалов внутри организации и расходах на производство СМР в стоимостном выражении.

Подтверждением списания материалов на производство СМР должен служить отчет о расходовании материалов. Руководство организации на основании этого отчета должно подтвердить, что списанные материально ответственным лицом на производство строительно-монтажных работ материалы израсходованы согласно установленным нормам и в соответствии с объемом фактически выполненных СМР.

Еще 24.11.1982 ЦСУ СССР (Центральное статистическое управление Союза Советских Социалистических Республик) исх. № 613 утвердило Инструкцию о порядке составления ежемесячного отчета начальника строительного участка (производителя работ) о расходе основных материалов в строительстве в сопоставлении с расходом, определенным по производственным нормам, по форме № М-29 (далее – Инструкция).

Документ этот не является первичным учетным документом, поэтому у организации есть право выбора:

  • использовать утвержденную форму отчета;
  • разработать форму самостоятельно, взяв за основу официальный документ;
  • разработать свою уникальную форму отчета о расходе материалов на производство.

Отчет по форме № М-29 служит основанием для списания материалов на себестоимость СМР и сопоставления фактического расхода материалов на выполненные работы с расходом, определенным по производственным нормам.

Отчет состоит из двух разделов:

  • раздел I «Нормативная потребность в материалах и объемы выполненных работ»;
  • раздел II «Сопоставление фактического расхода основных материалов с расходом, определенным по производственным нормам».

В разделе I приводятся данные об объемах СМР и нормативной потребности основных строительных материалов. В разделе II производится сопоставление фактического расхода основных материалов с расходом, определенным по производственным нормам.

Перечень основных материалов (конструкций и изделий), по которым показывается расход по нормам, разрабатывается строительной организацией и утверждается ее руководителем.

Данные раздела I о нормативной потребности в материалах заполняются производственно-техническим отделом (ПТО) строительной организации перед началом строительства объекта, данные раздела I о выполненных объемах работ и раздела II о расходе материалов заполняются материально ответственным лицом (прорабом, мастером).

Если в отчетном месяце допущен перерасход материалов, то вместе с отчетом в ПТО должна быть представлена объяснительная записка о причинах перерасхода по установленной форме. Сам же отчет представляется ежемесячно в ПТО и бухгалтерию в установленные руководством организации сроки.

При этом ПТО следует иметь дубликат отчета по форме № М-29 по каждому объекту, куда ежемесячно должны переноситься данные из отчетов прорабов о фактическом расходе основных материалов и расходе, определенном по производственным нормам.

Читать статью  Строительные материалы – каковы их виды и разделение?

После проверки отчета за соответствующий месяц он утверждается руководителем организации и не позднее чем через 3-4 дня возвращается прорабу для последующего заполнения.

Отчет по форме № М-29 составляется на основании:

  • данных о выполненных объемах строительно-монтажных работ в натуральном выражении, взятых из форм первичного учета по капитальному строительству (журнала учета выполненных работ по форме № КС-6а, акта о приемке выполненных работ по форме № КС-2 (обе утверждены постановлением Госкомстата РФ от 11.11.1999 № 100) и др.);
  • утвержденных производственных норм расхода материалов на единицу измерения объема конструктивного элемента или вида работ;
  • первичных документов по учету материалов (лимитно-заборных карт, товарно-транспортных накладных, требований и т.п.).

Заполняем отчет

Рассмотрим порядок составления документа по форме № М-29, утвержденной Инструкцией.

В разделе I отчета «Нормативная потребность в материалах и объемы выполненных работ» графы 2, 4, 5, 6, 8 заполняются ПТО строительной организации перед началом строительства объекта, а графа 9 – только по переходящим объектам в начале года.

Графа 2 «Наименование видов работ, конструктивных элементов и материалов» заполняется следующим образом. Сначала записывается вид СМР (земляные работы, каменные работы, устройство полов и т.п.), затем – наименование конструктивного элемента с перечнем материалов, необходимых для его выполнения.

В графе 4 «Единица измерения» указываются единицы измерения конструктивного элемента и материалов, необходимых для его выполнения.

В графе 5 «Обоснование производственных норм расхода материалов» записываются номера таблиц, параграфов и сокращенное наименование сборников производственных норм, которые использует в работе данная строительная организация.

В графе 6 «Норма расхода материалов на единицу измерения работ (конструктивного элемента)» на основании соответствующих сборников производственных норм указываются нормы расхода материалов на единицу измерения строительных и монтажных работ.

Графа 8 «Объем работ и нормативная потребность материалов на весь объект» заполняется следующим образом. По каждому виду работ (конструктивному элементу) показывается физический объем строительно-монтажных работ, предусмотренный рабочими чертежами на весь строящийся объект, а по каждому виду материалов – его нормативная потребность (лимит) на соответствующий вид работ (конструктивный элемент), которая исчисляется путем умножения нормы расхода материала (графа 6) на соответствующий объем строительно-монтажных работ (конструктивный элемент), приведенный в графе 8.

Если строительство объекта ведется более одного года, то в графе 9 «В том числе объем фактически выполненных работ на начало отчетного года» по каждому незаконченному виду работ (конструктивному элементу) из общего объема работ на весь строящийся объект (графа 8) выделяется объем строительно-монтажных работ, фактически выполненный в предыдущие годы.

Графы с 10 по 21 заполняются производителем работ непосредственно во время строительства объекта. В них отражаются объемы выполненных работ по каждому виду (конструктивному элементу) за соответствующий отчетный месяц и нормативный расход каждого вида материалов, рассчитанный как произведение нормы расхода материалов (графа 6) на объем выполненных работ за месяц.

Как было отмечено выше, данные об объемах фактически выполненных работ определяются на основании журнала учета выполненных работ, составляемого по форме № КС-6а.

После окончания отчетного месяца по каждому виду материалов определяется общий нормативный расход на все работы по производственным нормам и записывается по соответствующим итоговым строкам раздела I, который затем переносится в графы 5, 9 и т.д. раздела II.

При выявлении завышений объемов выполненных работ в форме № М-29 должен быть исправлен объем выполненных работ за тот период, в котором обнаружены завышения и, соответственно, уточнен расход материалов на выполненный объем работ. Ранее списанные на производство работ материалы должны быть отнесены под отчет материально ответственных лиц.

В разделе II отчета «Сопоставление фактического расхода основных материалов с расходом, определенным по производственным нормам» указывается количество материалов, израсходованных за каждый отчетный месяц по производственным нормам, и фактически экономия или перерасход материалов и количество материалов, разрешенных к списанию на себестоимость строительно-монтажных работ.

Если строительство объекта ведется более одного года, то в разделе II в графы «Итого на начало года» переносятся данные из граф «Всего с начала строительства» раздела II отчета за предыдущий год.

Если объект строится первый год, то в отчете по графам «Итого на начало года» ставятся прочерки.

Расход материалов за отчетный месяц, рассчитанный по производственным нормам (для заполнения граф 5, 9, 13 и т.д.), берется из итоговых данных раздела I отчета по соответствующим материалам.

Фактический расход каждого вида материалов за месяц показывается в разделе II отчета по форме № М-29 в целом по объекту на основании первичных расходных документов.

Количество израсходованных материалов, указанных в отчете по форме № М-29, должно соответствовать количеству материалов, приведенных в материальном отчете.

Экономия или перерасход материалов за каждый месяц определяются как разность между фактическим расходом и расходом, рассчитанным по производственным нормам, и записывается в графах 7, 11 и т.д. При этом экономия показывается со знаком минус (–), а перерасход – со знаком плюс (+).

По каждому случаю перерасхода материалов прораб представляет письменное объяснение по установленной форме (приложение № 3 к Инструкции), которое прилагается к отчету.

Отчет по форме № М-29 подтверждается подписью начальника участка (прораба), после чего представляется в ПТО и бухгалтерию строительной организации для проверки.

ПТО проверяет в отчете правильность определения прорабом расхода основных материалов по нормам на выполненный объем работ и объяснение прораба о причинах перерасхода материалов, если перерасход имел место в отчетном периоде, а бухгалтерия – правильность данных о фактическом расходе материалов. Результаты проверки удостоверяются подписями лиц, производящих проверку.

После проверки ПТО и бухгалтерией отчета и объяснительной записки прораба о причинах перерасхода руководитель строительной организации утверждает отчет и указывает (в графах 8, 12 и т.д.) количество материалов, подлежащих списанию на себестоимость СМР.

В случаях, когда количество фактически израсходованных на производство СМР основных материалов меньше количества, исчисленного по нормам, к списанию на себестоимость строительных и монтажных работ утверждается количество фактически израсходованных материалов.

Если количество фактически израсходованных на производство СМР основных материалов больше количества, исчисленного по нормам, и перерасход материалов технически обоснован или вызван производственной необходимостью (например, перерасход металла при вынужденной замене арматуры на большие диаметры из-за отсутствия арматуры необходимых размеров), то на себестоимость строительных и монтажных работ списывается количество материалов, разрешенное руководителем строительной организации к списанию.

Не списывается на себестоимость СМР технически не обоснованный перерасход материалов (например, из-за нарушений трудовой или производственной дисциплины).

Если количество фактически израсходованных на производство СМР основных материалов превышает количество, разрешенное к списанию, то руководитель строительной организации на объяснительной записке прораба о причинах перерасхода указывает, на какие бухгалтерские счета следует отнести стоимость этих материалов: на счет 76 (субсчет «Расчеты по претензиям») или на счет 94 «Недостачи и потери от порчи материальных ценностей», если не принято решение о взыскании с виновных лиц.

На основании решения руководителя, указанного на объяснительной записке прораба, бухгалтерия вносит соответствующие исправления в данные о фактическом расходе материалов в материальном отчете.

Порядок документооборота

  1. В начале месяца производитель работ (материально ответственное лицо) получает на руки материальный отчет с выведенными остатками (в количественном и стоимостном выражении) материалов на начало месяца.
  2. В течение месяца (это теоретически, а практически – по окончании) производитель работ отражает движение материалов в своем материальном отчете в количественном выражении и выводит остаток материалов на конец месяца (так же в количественном выражении).
  3. В установленный руководителем организации срок материально ответственное лицо сдает в ПТО отчет по форме № М-29.
  4. Утвержденный начальником ПТО отчет по форме № М-29 и материальный отчет сдаются главному инженеру (либо лицу, им уполномоченному).
  5. Утвержденный главным инженером материальный отчет вместе с приходными и расходными документами, а также отчет по форме № М-29 сдаются в бухгалтерию.
  6. Бухгалтерия расценивает материальный отчет – определяет стоимостное выражение прихода материалов, их использование и остаток на конец месяца.
  7. Материальный отчет с остатками материалов на начало нового месяца передается производителю работ.
  8. Данные из обработанных материальных отчетов переносятся в сводную ведомость по движению материальных ценностей.

Вариант 4. Отсутствует детальная проектно-сметная документация

Организация ведет строительно-монтажные работы на нескольких объектах. Детальной проектно-сметной документации в наличии нет. Разработанных организацией норм расхода материалов на выполнение СМР также не имеется.

Снабжение участков производства работ строительными материалами производится на основании запросов производителей работ.

Тут, кстати, хотелось бы отметить, что если руководство не озабочено контролем за рациональным расходом материалов на производство строительно-монтажных работ, то, по нашему мнению, какой-либо перспективы у такой организации не предвидится.

Источник https://www.ascon-spb.ru/navigator/faq/na_kakuyu_kosgu_otnesti_pokupku_tovarov_dlya_remonta_pomescheniya_/

Источник https://www.klerk.ru/buh/articles/568897/

Источник https://delo-press.ru/journals/taxes/prakticheskie-rekomendatsii/39998-dokumentooborot-po-spisaniyu-materialov-na-proizvodstvo-smr/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: